16 сентября 1925 года родился Би Би Кинг (B.B.King) — один из лучших гитаристов в мировой истории, придумавший новый язык блюза и повлиявший на поколения музыкантов по всему миру. Блюз Би Би Кинга, который он в неизменном виде играл больше 60 лет подряд, сейчас звучит как олицетворение классики жанра. Давайте, друзья, ранние дела Мастера послушаем. (Фото: Ринго Старр поднимает руки перед королём гитары. Лето, 1971 год).
Сложно себе представить любителя музыки, который не знает Кинга, еще сложнее найти гитариста, который не изучал бы его стиль. Би Би Кинг никогда не был самым быстрым или виртуозным гитаристом, но ему удалось войти в историю человеком, сделавшим гитару продолжением своего голоса, а связки — продолжением струн любимого инструмента.
Придуманные им музыкальные фразы есть в арсенале любого гитариста, без исследования его манеры и техники нельзя всерьез научиться играть на гитаре. Без Би Би Кинга не было бы ни Джимми Хендрикса, ни Джимми Пейджа, ни Эрика Клэптона, ни сотен других гениальных гитаристов — именно Кинг показал, как нужно правильно пользоваться такими приемами, как вибрато и бэнды, конструировать из длинных соло-партий целые музыкальные истории, да и просто жить своей музыкой и по-настоящему любить ее.
Про Кинга шутят, что он ленился передвигать грузную руку по грифу, поэтому старался играть в одной позиции, а не бегать пальцами, как многие виртуозы. Такая манера стала фирменным приемом блюзмена и олицетворением его стиля — на первый взгляд, даже минималистичного, но в действительности — богатого на изобретательные ходы и решения. При этом музыкант никогда не придавал особого значения своему таланту. «Он очень редко говорит о том, как играет. Все, о чем он хочет говорить — молоденькие девушки», — жаловался на Кинга великий блюзмен Бадди Гай.
Если можно было сыграть не 15 нот, а одну, Кинг играл одну — но самую нужную. По его собственным словам, с аккордами Би Би не очень справлялся, поэтому предпочитал солировать и импровизировать. «Во время записи мы показали ему аккорды песни, и он сказал: „Джентльмены. Я не играю аккорды. Я играю только так“», — вспоминает лидер U2 Боно запись песни «When Love Comes To Town» с альбома «Rattle And Hum», соло-партию в которой сыграл Кинг (а заодно и спел).
Кинг изящно решил проблему солирования в песне — он играл, когда не пел, и пел, когда не играл. В блюзе Кинга гитарные фразы перекликаются со строчками песен, дополняют друг друга, создавая фирменный звук, который сейчас ассоциируется не только с самим музыкантом, но и с блюзом вообще.
Его манера игры повлияла на бесчисленное количество музыкантов; образцовым считается живой альбом «LIve At The Regal» 1965 года, который смело можно назвать одной из лучших блюз-записей. Эрик Клэптон в видео памяти Кинга, с которым был хорошо знаком, признается, что именно с «LIve At The Regal» для него начался блюз.
По легенде, однажды — еще в начале карьеры — Би Би Кинг оказался в клубе, где начался пожар — и вынес из огня свою гитару. Потом он узнал, что в клубе подрались двое мужчин из-за девушки по имени Люсиль; в пылу схватки они опрокинули керосиновую лампу. Кинг воспринял событие как символ — раз и навсегда сделал выбор в пользу гитары, а все свои инструменты (в основном, это были классические Gibson ES355) называл Люсиль.
Дуэт с Люсиль — это вся жизнь Кинга, которую он провел в бесконечных выступлениях. Концертный график Кинга легендарен: в 1950-х он как-то дал почти 350 концертов за год, а 200 выступлений за 12 месяцев для него были обычным делом. Казалось, что ничего не может его остановить, даже возраст — он выступал почти до самой смерти в 2015 году, причем не отрабатывал номер, а по-настоящему наслаждался каждой нотой и строчкой своих песен…